Акция "КАЛЕНДАРЬ ОБРАТНОГО ОТСЧЁТА" - 22 января - 6 дней до 80-летия полного снятия фашисткой блокады Ленинграда.
В Российской Федерации началась Неделя, посвященная 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Блокадный Ленинград страдал не только от нехватки продовольствия и артобстрелов. Враг планомерно разрушал в городе все коммуникации, лишая жителей самого необходимого. Бомбовые удары по Главной водопроводной станции немцы наносили с сентября 41-ого года. Всего было сброшено 55 фугасных бомб.
Для блокадников вода по сути являлась даже не напитком, а едой. Для того, чтобы создать иллюзию сытности, голод утоляли так называемым "блокадным чаем", который являлся обычным кипятком.
Воду использовали для приготовления желе из столярного клея, а также супов из отходов от производства растительного масла - дуранды.
На воде готовили сладкий кофе. В качестве сахара использовали "сладкую землю". Это разброшенный по земле горелый сахар Бадаевских складов, которые были сожжены в результате авианалетов в сентябре 1941 года.
Фашисты понимали важность воды для выживания в городе, поэтому они тщательно охраняли любые источники воды. Дойти до проруби или колодца было опасным и даже смертельным испытанием.
«В 30-градусный мороз весь город остался без воды, – писала в ту пору в дневнике инженер Нина Червинская. – Фрося несколько раз бегала с вёдрами по району и так и вернулась ни с чем. Мы остались без капли воды, с трудом насобирали воду на суп, но остались неумытыми и без чая».
Зимой без воды остались заводы, столовые, больницы. Сотрудники этих организаций брали воду в прорубях на Неве. Они черпали её вёдрами и наполняли бидоны, которые затем несколько человек, впрягшись в сани, тащили к месту назначения. Чтобы обеспечить водой хлебозаводы, горожане иногда выстраивали «живые эстафеты», когда воду от проруби до хлебозавода переливали по цепочке из ведра в ведро.
Ради экономии воды жители Ленинграда прекращали умываться, стирать бельё и одежду.
Порой воду из речных прорубей приходилось тащить за несколько километров. Поднять её на верхние этажи для голодных людей было тяжёлой задачей. В питьё употреблялась даже грязная вода из Мойки, Фонтанки и Обводного канала.
Некоторые жители наловчились топить снег. Однако даже найти чистый сугроб в городе было серьёзной проблемой. Из-за поломки канализации многие выплёскивали вёдра с фекалиями прямо во дворы. Даже если удавалось найти не «жёлтый» снег, он всё равно был наполнен сажей и грязью. Блокадники фильтровали воду через ткань и вату, но это не слишком помогало.
В феврале 1942-ого года с предприятий города в Водоканал были направлены дополнительные трудовые ресурсы. Это были в основном женщины, ставшие канализаторами, землекопами, кочегарами, рабочими аварийных бригад, слесарями. После окончания зимы 42-ого года ударно восстанавливается водопровод.
В середине апреля начался отогрев замороженных сетевых устройств с помощью пара и электрообогрева. Вода в достаточном количестве стала поступать в жилые дома горожан и во вновь открытые бани и прачечные.
Наступающее тепло грозило обезлюдевшему городу эпидемиями. Восстановление водоснабжения и канализации, очистка домов, дворов и улиц от трупов, льда, снега, нечистот стали важнейшей оборонной задачей. Жителей мобилизовали на очистку города. Из молодёжи возрастом от 14 лет были созданы ударные комсомольские отряды. Их работа весной 1942-ого года была подобна подвигу. Но она была бы бесплодна, если бы работники Водоканала не сохранили систему водоснабжения.
Впервые в истории войн блокада большого города не сопровождалась мором и эпидемиями. За время блокады погибли при исполнении служебных обязанностей или стали жертвами голода 882 бойца и сотрудника ленинградского Водоканала.